ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА

Форма проведения: традиционный с элементами деловой игры.
Дата проведения: январь 2017г.

Повестка дня:

  1. О выполнении решений предыдущего педсовета. (Отв. заведующий).

  2. Вступительное слово (Отв. заведующий).

  • Изучение нормативно-правовых документов: Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

3. Доклад «Что включает в себя профессиональный стандарт? Как принимают профессиональный стандарт? Особенности профессионального стандарта» (Отв. воспитатель).

4. Доклад «Трудовые функции педагога (обучение, воспитание, развитие) в соответствии с профстандартом педагога. Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя) » .Отв. Ст.воспитатель.

5. Доклад «Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность» (Отв. воспитатель).

6. Деловая игра.

7. Подведение итогов.

Ход педсовета

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

К.Д.Ушинский

1. О выполнении решений предыдущего педсовета (Отв. заведующий).

2. Вступительное слово (Отв. заведующий).

  За последние годы система образования претерпела серьезные глубокие преобразования. Был принят Закон «Об образовании в РФ», по которому дошкольное образование стало первой ступенью системы образования, приняты новые образовательные стандарты.   И вот впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н» Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) принят «Профессиональный стандарт педагога».

3. Доклад «Что включает в себя профессиональный стандарт? Как принимают профессиональный стандарт? Особенности профессионального стандарта» (Отв. воспитатель ).

Что же это такое, профессиональный стандарт педагога?

  Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, воспитателю, действующий на всей территории Российской Федерации.

    Цель профессионального стандарта педагога — повышение качества педагогической работы, и в целом — повышение качества образования.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Новые компетенции педагога (их 5)

Работа с одаренными обучающимися.

Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

Обучение и воспитание детей, для которых русский язык не является родным.

Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии.

Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Требования к профессиональному стандарту педагога

Стандарт должен:

Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.

Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.

Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.

Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.

Соответствовать международным нормам и регламентам.

Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.

Характеристика стандарта:

Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории.

Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ .

Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.

Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка.

Стандарт выдвигает требования к личностным качествам педагога, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Функции профессионального стандарта педагога

  • Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.
  • Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
  • Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

Область применения профессионального стандарта педагога

Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования.

Профессиональный стандарт педагога может применяться:

а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

Цель применения профессионального стандарта педагога

1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.

2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.

4. Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

  1. Доклад «Трудовые функции педагога (обучение, воспитание, развитие) в соответствии с профстандартом педагога. Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя) » (Отв. ст.воспитатель).

   Рассмотрим трудовые функции педагога. В профессиональном стандарте они рассматриваются в трёх направлениях: обучение, воспитание, развитие.

Содержание профессионального стандарта педагога
(обучение)

Педагог должен:

1. Иметь высшее или средне профессиональное образование.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3. Уметь планировать, проводить занятия, анализировать их эффективность (самоанализ занятия).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки занятий: эксперименты, наблюдения и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех обучающихся.

6. Уметь объективно оценивать знания обучающихся, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями.

Содержание профессионального стандарта педагога
(воспитание)

Педагог должен:

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на занятии, так и вне их.

2. Владеть методами организации экскурсий.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора обучающихся.

4. Эффективно регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

5. Эффективно управлять группой дошкольников.

6. Устанавливать четкие правила поведения в группе в соответствии с уставом дошкольного учреждения и правилами поведения в образовательной организации.

7. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

8. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание обучающимися.

9. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

10. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

11. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

12. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

13. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).

14. Уметь анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе дружелюбную атмосферу.

15. Уметь защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

16. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни детского сада, внося в них свой положительный вклад.

Содержание профессионального стандарта педагога
(развитие)

1. Готовность принять разных детей. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей.

3. Способность оказать адресную помощь ребенку.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей обучающихся.

11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы.

12.Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду.

13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ, в том числе программ дополнительного образования.

14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся.

15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику личности обучающегося.

16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.

17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения и т.д.

18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными обучающимися.

19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования
(воспитателя)

Педагог дошкольного образования должен:

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

5. Доклад «Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность» (Отв. воспитатель).

   Ведущий. Красной нитью проходит владение ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три компонента:

  • Общепользовательский

  • Общепедагогический

  • Предметно-педагогический

  Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

В каждый из трех компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность

  • Основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности учителей», 2011 г.

  • Предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта.

  • Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности педагога и анализа ее фиксации в информационной среде.

   Описание профессиональной педагогической ИКТ-компетентности и отдельных ее элементов дается для ситуации, когда выполнены требования ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного процесса. Если те или иные требования ФГОС не выполнены, то элементы ИКТ-компетентности могут реализовываться и оцениваться (проверяться) в соответственно измененном виде. Также как временная мера возможно оценивание элементов ИКТ-компетентности вне образовательного процесса, в модельных ситуациях.

 Общепользовательский компонент

  • Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.

  • Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).

  • Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.

  • Клавиатурный ввод.

  • Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).

  • Навыки поиска в Интернете и базах данных.

  • Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.

Общепедагогический компонент

  • Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:

— Планирования и объективного анализа образовательного процесса.

— Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).

— Организации образовательного процесса:

  • Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.

  • Организация и проведение групповой деятельности в телекоммуникационной среде.

  • Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.

  • Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.

  • Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса ребенка, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.

  • Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.

Предметно-педагогический компонент

  • Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).

  • Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:

  • литературные тексты и экранизации,

  • исторические документы, включая исторические карты

  • (все предметы).

  • Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения.

  • Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации и т.д..

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога

1. Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития обучающихся.

2. По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.

3. Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

4. Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности.

5. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к педагогу, может быть проведена посредством внутреннего аудита.

6. Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации педагога и присвоении ему соответствующей категории.

6. Деловая игра.

Ведущий. Сейчас я предлагаю вам принять участие в деловой игре, попробовать свои силы в решении профессиональных задач.

  1. ФГОС — предъявляет требования к результатам образования.

Профстандарт педагога — требования к профессионализму и личности учителя

  1. Укажите структурные части профстандарта:

Общие сведения

Функциональная карта

Характеристика функций

Сведения о разработчиках профстандарта

3. Назовите трудовые функции, входящие а профстандарт (обучение, воспитание, развитие).

4. Сколько образовательных областей входит в содержание психолого-педагогической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования? (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие)

5. Виды детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, самообслуживание и элементы бытового труда, конструирование, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.)

6. Закончите фразу — Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

7. Где может применяться профессиональный стандарт педагога?

— при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

— при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

— при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.-

  Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции педагога, В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем. Поэтому в профстандарте уделяется пристальное внимание работе педагогов по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся.

Основные педагогические компетентности
педагогов дошкольной образовательной организации

Методологическая компетентность: Реализация системно-деятельностного подхода. Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребенок). Совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач.

Психолого-педагогическая компетентность.Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательного процесса (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательного процесса).

Коммуникативная компетентность. Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).

Исследовательская компетентность. Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.

Презентационная компетентность.Умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т.д. (СЛАЙД )

Акмеологическая компетентность.Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста. (СЛАЙД )

Информационно-коммуникационной компетентности.Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете.

В целом профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

7. Подведение итогов.

   Ведущий. В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2019 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время…

Решение педагогического совета:

  1. Принять к сведению актуальность темы введения профессионального стандарта педагога. Срок постоянно. Отв.: воспитатели.

  2. Определить одним из приоритетных направлений работы детского сада — совершенствование деятельности педагогов по повышению профессиональной компетентности в условиях введения Профессионального стандарта педагога. Срок постоянно. Отв.ст.воспитатель.

  3. Сформировать банк данных педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.), относящейся к внедрению профессионального стандарта педагога. Срок: апрель 2017г. Отв.: ст.воспитатель.

  4. Организовать методическую работу Школы педмастерства с учётом профессиональных и информационных затруднений и потребностей педагогов. Срок: постоянно. Отв.: ст.воспитатель.

  5. Продолжать подготовку по повышению ИКТ-компетентностей педагога, посредством курсов ТОИПКРО и внутрисадовых мероприятий. Срок: постоянно. Отв.: ст.воспитатель.

  6. Продолжать работу по распространению опыта педагогов, чья педагогическая деятельность свидетельствует о высоком уровне профессионального мастерства.

Практический материал