СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Форма проведения: круглый стол
Дата проведения: март 2018 г.

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов и повышение их педагогического мастерства по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

Повестка дня:

1. О выполнении решений предыдущего педсовета. Отв. заведующий .

2. Вступительное слово. Отв. старший воспитатель.

3. Выступление на тему «Формирование основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ». Отв. старший воспитатель.

4. Доклад «Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию ОБЖ». Отв. воспитатель.

5. Доклад «Система работы с родителями по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста». Отв. воспитатель.

6. Итоги тематической проверки «Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста».

7. Презентация лэпбуков по ОБЖ. Отв. воспитатели.

8. Практическая часть. Тестирование «Оказание первой помощи при ЧС».

9. Подведение итогов, решение педсовета.

Ход педсовета

1. Выступление заведующего о выполнении решений предыдущего педсовета.

2. Вступительное слово.

    Ведущий. Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.

   Безопасность жизнедеятельности человека представляет серьезную проблему современности. Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности — всё избежать,

А где надо — на помощь позвать.

3. Выступление на тему «Формирование основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ».

   Очень часто мы с вами страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. А ведь именно наши дети — наиболее незащищенная часть населения. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия.

   Познавая окружающий мир, дети особенно дошкольного возраста зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью потому, что в этом возрасте наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста, но уберегая их от опасности важно, не подавить в них естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.

   Какую же работу должны проводить педагоги по формированию безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста?

  • Во-первых, оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на ОД и в свободной деятельности;

  • Во-вторых, организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;

  • В-третьих, создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

   Работу с детьми необходимо проводить систематически. Цель «безопасного» воспитания — внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход. Поэтому важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.

   Выделяют 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются:

1) предупреждение опасности;

2) уклонение от опасности;

3) преодоление опасности.

   Существуют три показателя уровня сформированности опыта безопасного поведения у детей:

знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);

умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).

   Необходимо отметить, что обозначенные показатели опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом и, обеспечивают осознание необходимости мер предосторожности, проявляется в умении действовать с потенциально опасными предметами, и в сложных социальных ситуациях.   Задача педагогов заключается не только в формировании ОБЖ у детей во время воспитательно-образовательного процесса, но и в том, чтобы сделать безопасными условия пребывания детей в детском саду.

Назовите безопасные условия пребывания детей в детском саду?

  • Безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности)

  • Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте)

  • Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели.

  • Маркировка постельного белья и полотенец.

  • Правильное освещение.

   В соответствии с ФГОС ДО раздел « Формирование основ безопасности жизнедеятельности» относится к «Социально-коммуникативной области».

Раздел «Формирование основ безопасности жизнедеятельности» имеет три направления:

  • Безопасное поведение в природе.

  • Безопасность на дорогах.

  • Безопасность собственной жизнедеятельности.

4. Доклад «Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию ОБЖ».

   Для того, чтобы наша с вами работа дала положительные результаты, необходимо привлекать родителей. Мы, как люди более осведомленные в вопросах воспитания должны объяснить всем воспитывающим взрослым, с помощью каких приемов можно научить дошкольника наиболее эффективному образу действий во избежание тех тревожных ситуаций, с которыми ребенку и его родителям приходится сталкиваться в жизни.

5. Доклад «Система работы с родителями по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

6. Итоги тематической проверки «Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста» (См Приложение №1 Аналитическая справка по результатам тематической проверки «Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста»).

7. Презентация лэпбуков по ОБЖ.

   Всем нам известно, что лучше запоминается то, что интересно. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребёнка, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу? В этом нам поможет ЛЭПБУК.

   Что такое лэпбук? Лэпбук или как еще называют тематическая или интерактивная папка – это самодельная бумажная книжка с кармашками, окошками, подвижными деталями.    Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного, поможет закрепить, систематизировать изученный материал. При помощи лэпбука дети учатся самостоятельно собирать информацию и пользоваться ею. Лэпбук хорошо подходит для индивидуальных занятий и занятий группами. Подходит для многократного применения. Можно подобрать задания под силу каждому ребенку. Тема лэпбука может быть любой, как и ее сложность.

Лэпбук :

  • информативен;

  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

  • обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с информацией;

  • является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

  • обладает вариативной функцией (есть несколько вариантов использования каждой его части);

  • его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

8. Практическая часть. Тестирование «Оказание первой помощи при ЧС». (Приложение 2).

9. Подведение итогов

   Завершить наш педсовет мне хочется словами. Философы говорят, что «жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них» уверена, что эмоциональная память сохранит атмосферу нашего педсовета. Спасибо вам! Берегите себя и своих близких.

Решение педагогического совета:

  • Совершенствовать работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников через новые формы работы-лэпбук. Срок постоянно. Ответственные воспитатели.

  • Усилить контроль за реализуемыми мерами по всем направлениям безопасности: пожарная, антитеррористическая, профилактика детского дорожного травматизма. Срок постоянно. Ответственные заведующий МБДОУ, старший воспитатель., заведующий хозяйством. Продолжать совершенствовать и пополнять предметно-развивающую среду по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников. Срок постоянно. Ответственные воспитатели всех возрастных групп.

    Практический материал

  • Презентация  «Работа с родителями по формированию ОБЖ»

  • Презентация  «Система работы по формированию у детей ОБЖ»

  • Тест «Оказание первой помощи»