ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ

Форма проведения: традиционный с элементами деловой игры.
Дата проведения: март 2017г.

Повестка дня:

1.О выполнении решений предыдущего педсовета (Отв. заведующий).

2.Вступительное слово (Отв. заведующий).

3. Доклад «Психолого-педагогические основы развития одаренности в дошкольном возрасте. Типология и виды одарённости». (Отв. ст.воспитатель).

4. Доклад «Одарённость в практической деятельности» (Отв.воспитатель).

5.Доклад «Одарённость в познавательной деятельности» (Отв.воспитатель).

6. Доклад «Одарённость в художественно-эстетической деятельности» (Отв.воспитатель).

7. Доклад «Одарённость в коммуникативной деятельности». (Отв.воспитатель).

8. Доклад «Одарённость в духовно-ценностной деятельности». (Отв.воспитатель).

9. Представление результатов мониторинга «Определение уровня развития одаренности у детей дошкольного возраста» (Отв. педагог-психолог ).

10 . Доклад «Создание условий для выявления и развития одарённости в дошкольном возрасте» (Отв.ст.воспитатель).

11. Итоги тематической проверки «Организация воспитательно-образовательной работы в ДОУ по изобразительной деятельности детей». (Отв.ст.воспитатель).

12.Подведение итогов.

Ход педсовета

«Таланты создавать нельзя,

но можно создавать почву,

на которой особенно успешно

они произрастают».

Г. Нейгауз

1. О выполнении решений предыдущего педсовета (Отв. заведующий).

2. Вступительное слово (Отв. заведующий).

   Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется как общественными потребностями. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. В последние время ( в условиях реализации ФГОС ДО) работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, и поэтому возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей.

3. Доклад «Психолого-педагогические основы развития одаренности в дошкольном возрасте. Типология и виды одарённости». (Отв. ст.воспитатель).

   Что же такое одаренность в дошкольном возрасте? Как определить – проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь ребенку развить их? Все эти и многие другие вопросы уже многие годы волнуют умы учёных и исследователей.

   Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей детей, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой- либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность — высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность — понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

   Какого же ребёнка считать одарённым? Вообще существует две крайние точки зрения:

1 Все дети являются одарёнными.

2. Одарённые дети встречаются крайне редко.

   Детская одарённость самое загадочное явление природы!

   Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. (Сензитивный от латинского sensus — чувство, ощущение). Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

  • на занятиях все легко и быстро схватывают;

  • знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

  • быстро запоминают услышанное или прочитанное;

  • решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

  • задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

  • оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения.

   Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением, умением широко пользоваться накопленными знаниями.

   Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные по их мнению выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

   Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.

  В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей. Каждая ступенька — это путь восхождения воспитанника к вершинам своего развития или система воспитательно-образовательной работы.

Первый этап (2-3 года) — Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе — пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.

Второй этап (3-4 года) — Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.

Третий этап (4-5 лет) — интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.

Четвертый этап (5-6 лет) — яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.

Пятый этап (6-7 лет) — проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.

   Пятый этап развития детских способностей — это подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития. Главными союзниками и помощниками здесь становятся родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к Центру детского творчества, Дома культуры, музыкальной и художественной школам, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. Направить же родителей, помочь им увидеть одаренность своего ребенка должен педагог.

Типология одарённости

Одаренность различают по:

широте проявления

— общая

-специальная

типу предпочитаемой деятельности

— интеллектуальная

— академическая

— творческая

-художественная

-психомоторная (спортивная)

-конструкторская

— лидерская (организаторская)

интенсивности проявления

— повышенная готовность к обучению, одаренные,

высокоодаренные,

— исключительно или особо одаренные (таланты и вундеркинды);

виду проявления

— явная

— скрытая (непроявившаяся)

темпу психического развития

— одаренные с нормальным темпом возрастного развития

— со значительным его опережением

возрастным особенностям проявления

— стабильная

— преходящая (возрастная);

личностным, гендерным (социально-половым) и иным особенностям.

В настоящее время выделяют следующие виды одарённости:

  • Одарённость в практической деятельности;

  • Одарённость в познавательной деятельности;

  • Одарённость в художественно-эстетической деятельности;

  • Одарённость в коммуникативной деятельности;

  • Одарённость в духовно-ценностной деятельности.

4. Доклад «Одарённость в практической деятельности». (Отв.воспитатель).

5. Доклад «Одарённость в познавательной деятельности» (Отв.воспитатель).

6. Доклад «Одарённость в художественно-эстетической деятельности» (Отв.воспитатель).

7. Доклад «Одарённость в коммуникативной деятельности» (Отв.воспитатель).

8. Доклад «Одарённость в духовно-ценностной деятельности». (Отв.воспитатель).

9. Представление результатов мониторинга «Определение уровня развития одаренности у детей дошкольного возраста (мониторинг)» (Отв. педагог-психолог).

10. Доклад «Создание условий для выявления и развития одарённости в дошкольном возрасте». (Отв.ст.воспитатель ).

В организации работы с одаренными детьми существуют проблемы:

  1. нет четких критериев определения одаренных детей;

  2. недостаточно содержательных материалов по проблеме диагностики и развития одаренности;

  3. имеющиеся в современном научном и, главное, в практическом опыте материалы, слишком теоретизированы, страдают отсутствием методической направленности, не являются руководством и инструментом для педагогов и психологов, работающих с одаренными детьми.

Ведь одаренные дети — особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного, необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми — это оптимальный учет своеобразия природных особенностей каждого из них. Когда эти дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательных интерес, желание заниматься.

Поэтому работа с одаренными детьми в детском саду должна осуществляться по следующим направлениям. Во-первых, это реализация задач авторской программы составленной специально для работы с одаренными детьми. Такая программа не имеет открытых рамок, при освоении тех или иных разделов. Все изучается в доступных ребенку пределах, но эти пределы зачастую выше программных.

Программой достигается большая мыслительная логическая деятельность, в ней предусмотрено много задач, которые поощряют стремление ребенка к оформлению своих мыслей, суждений и предложений, у детей развивается наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.

Содержание занятий содержит индивидуальные задания повышенной сложности для одаренных детей.

При изучении нового материала всегда можно опереться на помощь этих детей, не давая готовых знаний. Для этого необходимо создать такую проблемную ситуацию, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Детям предлагаются задачи поискового характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и размышлений.

Но полностью обеспечить решение этой проблемы в рамках программы невозможно. И поэтому вторым направлением в работе с одаренными детьми является студийно-кружковая работа, которая помогает в развитии творческих и индивидуальных способностей у детей дошкольного возраста

Кружковая работа помогает решать следующие задачи:

  • создание условий для индивидуального развития способностей ребенка;

  • развитие предпосылок творческого продуктивного мышления — абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии;

  • формирование навыков коллективной мыслительной деятельности, необходимых современному человеку: готовность к совместному решению проблемы, умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку зрения;

  • формирование положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах.

Формы работы с одаренными детьми в условиях ДОУ:

  • Кружки;

  • Проектная деятельность;

  • Экспериментально-исследовательская деятельность;

  • Выставки, конкурсы;

  • Творческие отчеты, презентации.

Все данные формы работы реализуются в нашем дошкольном учреждении.

11. Итоги тематической проверки (См приложение №1 « Аналитическая справка по результатам тематической проверки «Организация воспитательно-образовательной работы в ДОУ по изобразительной деятельности детей» ) (Отв.ст.воспитатель).

12. Подведение итогов. Таким образом, работа по выявлению и развитию одарённости представляет собой целую систему воспитательно-образовательной деятельности по развитию детских способностей и включает в себя:

  1. Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей.

  2. Учет синзитивности дошкольного детства.

  3. Индивидуальный подход,

  4. Своевременное начало.

  5. Возможность выбора.

  6. Комплексный подход.

  7. Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.

  1. Взаимодействие и сотрудничество детского сада с учреждениями образования, культуры, искусства.

 Целью данной системы является максимальное раскрытие природного потенциала каждого воспитанника.

  Следующий учебный год будет направлен на создание такой воспитательно-образовательной системы.

   Педагоги работающие с одаренными детьми должны соответствовать требованиям:

  • Иметь высокий уровень профессиональной подготовки;

  • Склонность к творческой деятельности;

  • Умение обеспечить оптимальные условия развития;

  • Наличие в общении с детьми тактики сотрудничества;

  • Личная готовность к работе с одаренными детьми;

  • Наличие у педагога специальных способностей и навыков,позволяющих ему заинтересовать детей процессом выполняемой им самим деятельности.

   В заключении хочется сказать, что всё-таки основное требование к педагогам одарённого ребенка — безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача взрослого привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Педагогу всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от него больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.

   И как напутствие хочу предложить такие слова:  «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, — реальны. Главное — верьте и действуйте».

Решение педагогического совета:

1.Продолжать работу по выявлению и развитию одарённости у детей дошкольного возраста. Ответственные воспитатели. Срок: постоянно.

2. Продолжать организовывать работу по индивидуальным маршрутам по сопровождению одарённых детей. Отв. педагог-психолог Срок: постоянно.

3.Продолжать пополнять уголки по изодеятельности, создавая доступную насыщенную предметно-пространственную среду для развития детской одарённости в художественно-эстетическом направлении. Ответственные воспитатели. Срок: постоянно.

4. Включать в содержание информационных стендов для родителей информацию по развитию детской одарённости, а также знакомить родителей с методами и формами выявления и развития детской одарённости. Ответственные: воспитатели. Срок: постоянно.

Практический материал